"Верования кельтов, связанные с загробной жизнью, удивляли своей
непоследовательностью еще людей древности: с одной стороны, они верили в
перевоплощения души, с другой стороны — в вечную счастливую загробную жизнь. Тем
не менее, все, описывающие обычаи кельтов, соглашались с тем, что такие
верования благоприятствовали распространению у кельтов презрения к смерти, и
оттого они (к примеру, галлы) были безумно отважны. Некоторые древние авторы
полагали, что вера в переселение душ была перенята кельтами у школы
пифагорейцев, хотя современные исследователи сильно сомневаются в
этом.
Мифический Туан жил триста лет в облике человека, триста — как
дикий бык, двести — горным козлом, триста — птицей и еще сто — в виде лосося.
Этого лосося съедает королева, и Туан возрождается в человеческом облике под
первым своим именем.
Иной герой, Талейсин, изловленный в море в облике
младенца, доставляется рыбаком во дворец ГВИДИОНА, где демонстрирует свое
искусство барда, исполняя песнь, описывающую виденное им в разные периоды
истории человечества — от низвержения Люцифера в ад, через ряд эпизодов,
упоминающихся в Ветхом и Новом Завете, и до важнейших моментов (в мифологической
интерпретации) истории Ирландии.
Рай ирландских мифов располагается на
острове или островах, расположенных где-то в океане, и называется Землей Живых,
Землей Женщин, Землей Молодых, Равниной Радостей и, наконец, с укреплением
позиций христианства, Тир Тарнгири — Землей Обетованной.
По мнению
западных кельтов, острова эти были населены богами, духами умерших королей и
других героев мифов. Прокоп Цесарейский сообщал о том, как бретонские кельты,
жившие на побережье, доставляли души умерших на Британские острова. Ночью этих
людей будил стук в дверь, и они отправлялись на берег, где их поджидали глубоко
погруженные в воду лодки, в которых, казалось, никого не было. Двигались эти
лодки сами, причем с поразительной скоростью, а бретонцы лишь выполняли роль
рулевых. По прибытии к британским берегам неведомый голос поименно вызывал души
прибывших, и, по мере того как назывались имена, борта лодок все выше
поднимались над водой...
Часто герои ирландских мифов отправляются в
путешествие к этим таинственным островам, и путешествия эти не всегда
заканчиваются благополучно. Один из старых мифов этого цикла — поэма о Бране,
сыне Фебала. Соблазнительная колдунья живописно повествует ему о прекрасном
острове — Земле Женщин, где нет ни смерти, ни горя, ни несчастий, где вечно
звучит прекрасная музыка, а обитатели проводят время в достойных развлечениях,
устраивая гонки лодок или колесниц, разъезжая на чудесных
скакунах...
Бран, соблазненный описанием, в компании двадцати семи
товарищей, отправляется в море и после полного приключений путешествия в
западном направлении прибывает на Землю Женщин, где гостей встречает королева
острова. После годового пребывания в чудесном крае, где жизнь действительно
проходит в непрерывных турнирах, пиршествах и прочих удовольствиях, друзья
решают все-таки вернуться на родину, к своим близким. На берегу родной Ирландии
собравшиеся люди вопрошают прибывших, кто они. Бран отвечает, что он Бран, сын
Фебала, но люди говорят, что не знают Фебала, хотя в древних сказаниях говорится
о нем и его- не вернувшемся из путешествия сыне. Один из членов экипажа
выскакивает на берег и тут же рассыпается в прах — “будто века пролежал в
могиле”. Бран понимает, что на самом деле в мире людей прошли века, и, рассказав
собравшимся о своих приключениях, отправляется в обратный путь — в Землю
Женщин.
Мотив двух разных систем отсчета времени в двух разных мирах не
раз повторяется в мифах кельтов Ирландии, а тема сказочных путешествий дала
начало более позднему циклу повествований святого Брендана.
С культом душ
умерших были связаны также места захоронения, в особенности те, с которыми
связывали биографии мифических и полумифических героев, в особенности богов
первых двух поколений. Старинные курганы и кладбища назывались “сид”, а
мифические обитатели подземного мира, в который можно было попасть через
гробницы (а иногда через пещеры), назывались Эс Сид — “народ сид”. Когда бог
подземного сида, МИ-ДИР, похищает у короля Эхеда супругу и забирает ее к себе,
муж отправляется в сид, находящийся внутри холма, и, после схваток с темными
силами, отвоевывает жену.
Как мы уже указывали, верования кельтов,
связанные с загробной жизнью, были не слишком последовательными, однако
некоторым образом можно их упорядочить. Некоторые умершие после смерти сохраняли
черты своей личности. К таким избранным прежде всего относились те, чья смерть
была необычной, чем-то схожей со смертью богов или великих героев.
В
первую очередь к таковым относились люди, умершие от заразных болезней. Таким
людям ставились специальные надгробия под названием тамлахта. Особое надгробие
ставили всем тем, кто пал в бою либо в боевом поединке, являвшемся одним из
видов божьего суда. К избранным относились и те, кто умер от руки божьей за
нарушения табу или клятвы, а также утопленники; одна из наиболее богатых гробниц
была возведена для покойного короля Дату, погибшего от удара молнии. Вообще,
наибольшие шансы “заполучить” необычную гробницу — а значит, вести
“индивидуальную” загробную жизнь — имели короли, друиды и филиды. Возможно, на
развитие ирландской мифологии, получившей славных героев, повлияло и то, что к
избранным относились и умершие от несчастной любви. О такой паре рассказывается
в мифе, повествующем о влюбленных, чьи сердца разорвались от •боли, когда им
сообщили ложные известия о смерти возлюбленного.
Все случаи необычной
смерти делали такую смерть как бы обрядовой, свершившейся в результате
божественного вмешательства, отчего умершие становились героями мифов и легенд,
развивавшихся, обогащавшихся, с веками превращавшихся в литературные
шедевры.
Богом, отвозившим души умерших на острова океана, был Мананнан,
сын Лера, показавший Брану во время его путешествия дорогу к Земле
Женщин.
Был еще один .способ попасть в страну мертвых — быть посвященным
в тайные знания, которыми обладали друиды, филиды и великие волшебники. Целью
таких путешествий было приобщение к высшей ступени знаний, что было уделом тех,
кому удалось опробовать ягод Рябины Знания и Вдохновения. Эта рябина росла над
ручьем, роняя в него ягоды, окрашивающие воду в красный цвет. Живущие в ручье
форели поедали эти ягоды, и тот, кто съедал такую рыбу или пил воду из ручья,
постигал высшие знания. А если священная форель случайно уходила из своих вод,
ком.у-то' удавалось поймать и съесть ее, то такой счастливчик также приобщался к
таинствам высших знаний.
Рябина Знаний является особым видом Древа Жизни.
Ветви ее символизируют лозу — раздвоенную с одного конца палочку, которой и
поныне пользуются лозоходцы в поисках воды, а иногда и скрытых сокровищ. Легенда
гласит, что людям, отправлявшимся в мир иной, боги-проводники давали такие
раздвоенные рябиновые веточки. Избранным считался тот, кто, пользуясь веточкой,
находил в стране мертвых источник жизни. В этом случае “счастливчик” уподоблялся
божеству и мог общаться с живыми людьми."
Цитируется по изданию: "В мире мифов и легенд"
Автор: В.Н. Синельченко, М.Б. Петров
Если вы пришли сюда с поисковика и не видите верхнего фрейма с меню, выйдите на главную страницу