Ткань
Цвета по степени распространения:
…это был первый год
правления Эохайда Этгадаха (Etgudach – «одетый») над Ирландией.
Его назвали Эохайд Одетый, потому что это он впервые повелел, чтобы носили в
Ирландии одежду разных цветов, дабы различать честь каждого по его одеянию, от
самого низшего до самого высшего. Таково было различие, сделанное между ними:
один цвет в одежде рабов; два в одежде воинов; три в одежде славных героев или
юных правителей земель; шесть в одежде оллавов; семь в одежде королей и
королев. (AFM, Annal 3664).
О полосатых материях:
· Должны быть маленькими и четкими. Некоторые мастерицы настолько совершенно владели иглой, что даже современная машинная строчка не идет ни в какое сравнение по качеству.
N.B. Для реконструкторов: Внутренние стежки, так как их все равно не особо видно для убыстрения процесса пошива одежды можно прострочить на швейной машинке, а вот подогнуть края лучше всего вручную.
Внешние швы иногда обрабатывались контрастной нитью. И польза, и украшение.
То же и с внутренними стежками.
Общее:
Обычно носили две рубашки – верхнюю и нижнюю. Вообще же количество нижних рубах ограничивается только соображениями гигиены и зажиточностью отыгрываемого персонажа.
Длина варьировала в зависимости от достатка (чем богаче человек, тем длиннее его одежда) и времени года (соответственно – летом более короткие, нежели зимой (для теплоты)).
Нижняя рубаха часто выглядывала из-под верхней по низу и по рукаву.
Длинная рубашка считалась знаком
принадлежности к благородному сословию, особенно если надевалось несколько
рубашек одновременно. Кроме того, церковное право специально предписывало
клирикам носить свободные, длинные одеяния – во-первых, чтобы не оголять без
нужды грешное тело, а во-вторых, дабы
отличаться по одежде от всех прочих ирландцев.
· Первый тип (верхняя рубаха):
ü Длина варьировала: до колен, ниже или до щиколоток
ü Без боковых разрезов – с боковыми клиньями или без оных
ü Рукава до запястий, прямые, либо расширяющиеся незначительно
ü Вырез для головы либо прямоугольный, либо треугольный, либо пятиугольный. Без всяких завязок, крючков и шнуровки.
ü Ткань – как правило, плотный лен
· Второй тип - женская:
ü Простой покрой – либо просто прямой крой, либо в бока вшивались клинья (иногда довольно большие).
ü Разрезы невозможны
ü По расцветке ограничений нет в пределах разумного.
ü Вырез либо простой прямоугольный, либо треугольный, либо Т-образный (в этом случае с завязками – одна пара наверху).
ü Рукава - прямые и длинные, либо широкие. Причем очень сильно расширяющиеся к запястьям (иногда в 5 раз шире, чем в пройме).
ü Часто с капюшоном
N.B.
Замужние женщины, чтобы не обнажать руки, избегали платьев с широкими рукавами
(либо надевали под них рубашки с узкими рукавами). Кроме того, у замужних
распространенной деталью одежды была пелерина (или «покрывало» – caille), часто богато расшитая, которая
набрасывалась на голову и плечи. Это считалось как бы знаком ее статуса. Также
пелерину носили вдовы, старухи и монахини (в последнем случае, разумеется, без
всяких украшений).
· Третий тип:
ü Либо нижняя, либо для теплой погоды.
ü Длина до колен или чуть выше
ü Покрой прямой, возможны боковые разрезы
ü Рукава прямые, до локтя или выше
ü Вырез для головы либо прямоугольный, либо треугольный, либо пятиугольный. Без всяких завязок, крючков и шнуровки.
Туники (inar)
ü Как правило, носились поверх короткой рубашки
ü Материал: плотная ткань или кожа
ü Кроилась либо из одного куска, либо (реже) из нешироких вертикальных полос ткани
ü Ширина – чуть больше ширины плеч
ü Длина до колен или выше
ü Впереди – свободный разрез сверху донизу.
ü Бока сшиты, за исключением пройм для рукавов
ü Рукава прямые, до локтя или выше.
ü Скреплялась на груди или на животе при помощи броши, крючков или даже пуговиц
Ткань – шерсть (чаще – с ворсом на одной стороне, для дополнительной теплоты).
Цвет:
· Согласно сагам наиболее популярным цветом для плащей был серый, или смесовый (черная (фактически – темно коричневая) и белая шерсть овцы). Однако плащ, найденный в Йорке, был цвета бордо.
Длина:
· Плащи не должны быть выше талии, но никогда не стелились по полу.
·
Опять же – чем более богатый человек, тем
шикарнее его плащ. И по длине он может быть больше, и отделан мехом или шелком.
Возможен вариант подкладки (а еще - когда одна ткань на
Покрой:
ü Просто в виде большого прямоугольного куска ткани. Свободно набрасывался на плечи и часто скреплялся у плеча либо на груди.
ü Большой кусок ткани (можно сшитый из более узких полос) длиной от плеча до колена, помноженной на два, и шириной от запястья до запястья вытянутых в стороны рук, перегибается пополам по высоте, после чего с одной из сторон делается посередине разрез от низа до линии перегиба.
ü Накидывается на плечи. При этом бока не сшиваются
ü Закалывался либо у плеча, либо на животе, либо не закалывался вообще
ü Иногда подбирался поясом.
Штаны стали известны ирландцам только после знакомства со
скандинавами, а широко использоваться стали
лишь с внедрением практики езды верхом (тогда же). Однако среди людей благородных, а также
пехоты и простого люда штаны широкого распространения не имели вплоть до 16-го
века. Традиционные ирландские штаны как правило были длиной чуть ниже колен. Штаны
типа шаровар либо длиной до щиколоток в 9 веке у ирландцев отсутствовали.
Материал – эластичная кожа, шерсть, полотно.
ü Длина – до колен, либо чуть ниже
ü Достаточно узкие, часто облегающие
ü При пошиве остается разрез на месте современной ширинки, сверху которого располагаются завязки
ü Для тканых штанов возможны завязки по низу штанин
А раз так, то надо
утеплить ноги.
Не носили! Обычай перекидывать шерстяной плащ через плечо и оборачивать вокруг талии (откуда, собственно, уже в Новое время и возник килт) появился в шотландском Хайленде несколько веков спустя.
Были найдены в скандинавских поселениях в Торсберге, в Хэдебю и в Гренландии. Материал – шерсть. Надежных данных об их распространении в Ирландии нет. Некоторые фрагменты саг позволяют предположить, что ирландцам были известны меховые гетры, обычно из медвежьего меха.
Обувь
Широко не использовалась. Исключение составляли монахи, которым церковные правила предписывали носить либо кожаные туфли, либо сандалии на свинцовой или деревянной подошве. Несколько раз в текстах (как правило, в качестве королевской обуви) упоминаются деревянные башмаки.
Надежные свидетельства либо археологические данные на период ранее 12 века отсутствуют.
N.B. Была распространена вышивка. Чаще всего вышивкой украшались края плаща, ворот рубахи, иногда пояса и спорраны. Возможно, вышивкой украшались узкие полоски ткани, которые впоследствии подшивались в качестве каймы.
Материал: кожа (применяется для ношения на поясе ножей, сумочек и т.д.) и шерсть (плетеный; служит в большинстве своем украшением).
· В тот период было очень трудно с люверсами – их попросту не было.
ü Кольцевые и подковообразные броши (см. выше). Они были весьма тяжелы и достигали веса до килограмма (!), а то и выше (но это не означает, что все без исключения именно такие!) Как менее «престижный» вариант застежки – фибула.
ü узкие шейные гривны (массивные шейные гривны уже несколько веков как в прошлом.)
ü кольца на пальцы (включая большой)
ü браслеты (иногда широкие)
ü богато украшенные застежки на пояс (язычкового и «створчатого» типа)
ü декоративные накладки на пояс
ü декоративные накладки на ножны
ü Спорраны. Особо ценились спорраны, сделанные из меха берсука или морской выдры-калана. Могли снабжаться богато украшенными металлическими застежками, но принимать за образец современные шотландские экземпляры не стоит.
ü диадемы (не слишком тяжелые)
ü украшенные гребни для волос
ü бусы и ожерелья
ü узкие шейные гривны
ü кольца на пальцы (включая большой)
ü браслеты (иногда широкие)
ü застежки на пояс (язычкового и «створчатого» типа)
ü декоративные накладки на пояс
ü возможно, декоративные бляхи, нашивавшиеся на одежду
ü косы, длина которых порой являлась поводом для соперничества…
ü Волосам обычно не давали отрасти ниже плеч.
ü У филидов была принята особая стрижка, являвшаяся знаком их статуса – передняя часть головы выбривалась по прямой через макушку от уха до уха. Наверное, этим подчеркивалась их особая «лобастость», для чего даже существовал специальный термин - lómna, «обритый» (что впоследствии стало означать просто «лысый»). Оставшиеся волосы отращивались ниже плеч и часто зачесывались назад. Интересно, что эту прическу переняли и ирландские монахи, а в бретонских монастырях она кое-где практиковалась даже после фактического присоединения Бретани к Франции
ü Никаких кос, ленточек и т.п.
ü Расчесанная надвое борода.
Пара слов про оружие
(составил
Ercaidh)
Вопреки распространенному
заблуждению, основным и самым массовым наступательным оружием ирландцев к 9
веку являлся не меч, а боевой топор (biáil или rodb). Топоры были весьма разнообразны
по типам, весу и размерам – известны двусторонние топоры (biáil imfháebur), топоры с одним или двумя шипами
на обухе (gallbiáil, досл. «топор викинга»),
топоры насаживавшиеся на рукоятку, крепившиеся в расщеп, и т.д. Особой
разновидностью топора считался fidbae, на самом деле
представлявший из себя секач или боевой серп. Ирландские секачи обычно сужались
на конце (в отличие от шотландских) и имели слегка изогнутую форму, крепление к
рукоятке – крыльчатое или в расщеп. Вес стандартного боевого топора, согласно
археологическим данным, обычно составлял от
Мечи (claideb)
были распространены значительно меньше и являлись по большей части
«аристократическим» оружием, что объяснялось их значительно более высокой
стоимостью. Вопреки еще одному заблуждению, ирландский меч был коротким – в
среднем около полуметра или чуть больше, с шириной лезвия порядка 6-
Копья (gae
или sleg) были весьма
разнообразны и различались по весу, длине древка и форме наконечника. Наиболее
распространенными были тяжелые длинные копья с ромбовидным либо листовидным
наконечником, в котором часто прорезались отверстия для облегчения веса. Другие
распространенные типы – короткое копье с
широким наконечником (lethgae),
а также легкий метательный дротик (fogae).
Щиты (scíath) были двух основных
типов, различавшихся размерами: большой щит имел средний диаметр от
Собственно доспеха у ирландцев не было – кольчуги (luirech) и хауберки (scabal), хоть и регулярно упоминаются в хрониках, являлись очень редкими, стоили дорого и были чаще всего скандинавского происхождения. Есть определенные свидетельства, что шлемы были известны ирландцам еще на рубеже нашей эры, однако большая часть найденных ирландских шлемов 9-10 века сделаны по образцу скандинавских. Они как правило яйцевидной формы, либо железные, либо деревянные и кожаные, укрепленные металлическими полосками; некоторые имеют маску для глаз и носа.
Луками ирландцы стали пользоваться только со второй половины 9 - начала 10 века, под влиянием скандинавов. В качестве оружия дальнего боя предпочитали дротики, а также пращи, заряжавшиеся либо камнями, либо шарами, сделанными из замешанной с водой извести или обожженной глины.
В раннесредневековых ирландских кладах довольно часто встречаются железные либо свинцовые груши и шары от боевых цепов и кистеней, однако ничто не указывает на их местное происхождение. Нечто похожее на оружие подобного типа упоминается в текстах всего два-три раза, при этом всякий раз толкование этих фрагментов спорно.
Взято с сайта www.aquavitae.narod.ru
Если вы пришли сюда с поисковика и не видите верхнего фрейма с меню, выйдите на главную страницу