Огамом называют древний алфавит бардов, получивший распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Этот вид письменности, очевидно, восходит к такому далекому прошлому, как 2200-е гг. до н. э., о чем нельзя сказать со всей определенностью. Поводом для такого датирования послужили насечки на меловых плитках, обнаруженных Александром Кейллером при раскопках поблизости Виндмилл Хилл в Южной Англии. Из земли было извлечено семнадцать таких предметов, покрытых загадочными надписями в виде царапин и закорючек, которые были истолкованы как ранняя форма огама. С этим мнением согласны далеко не все криптологи. Специалист по огамам, профессор университета Беркли (Калифорния, США) Брендан О'Хейр считает, что самые ранние надписи огамическими знаками можно приблизительно отнести ко второму веку н. э. Но каково бы ни было их происхождение, сегодня известны сотни древних надписей огамическими знаками: на скалах, отдельных камнях, крестах, поделках художников, а также в рукописях. В 1940-х годах Р. А. С. Макалистер опубликовал 385 надписей, известных на Британских островах. Большая часть из них, т. е. 85 процентов, ирландского происхождения, при этом 52 процента найдены в графствах Корк и Керри. Остальные надписи, главным образом, из Шотландии и Уэльса, хотя в Англии и на материковой Европе также было обнаружено несколько образцов. Несмотря на то что больше всего уцелевших надписей — это эпитафии на надгробных памятниках, состоящие только лишь из имени умершего, нет никакого сомнения в том, что огам был сопряжен с элементами магии. Когда в Ирландии были введены латинский алфавит и руническое письмо, они стали использоваться для эпитафий и употребление огама стало эпизодическим. Конечно встречаются надписи, где огам и латиница сосуществуют, но с воцарением латинской азбуки применение огама было ограничено узкой сферой ритуальных таинств и магии, где он сохранился и по сей день.
Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам. Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе “Ogaim na nGadhel” подробно излагается история возникновения ирландского огама. .В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:
“Откуда и с каких времен, от кою и по какой причине возник огам? Ответ: “Место это называется остров Тиберния, где мы, скотты, обитаем. А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии, Создателем стал Огма из ирландского рода Мак-Элатан: он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз — все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дцлблаза”.
Как видим, изобретателем огама оказывается один из трех братьев, и это не случайно, так как скандинавский Один восстанавливает триадический порядок бытия со своими братьями Вили и Вэ, что в целом характерно для нордического миропонимания. Книга Баллимот продолжает:
“Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей...
Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово “огам” происходит от “gbuaim” или “guaim”, то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве ею ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется “Soim”. Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема...”
В современном ирландском языке слово “огхам” понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово “огхум” относится к понятию “оккультные науки”. Именем Огмхиос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом солнца.
Нет сомнения, что в те далекие времена умение писать знаками огам считалось таким же необходимым, как и умение правителя руководить своими подданными. Например, Мак-Лонан, вождь ирландских бардов, умерший в 1918 г., оставил следующие строки:
Корнак из Кашеля и рать его;
Им упокорен Мунстер, да здравствует во славе он;
У короля крепости Биклийской в почете
Грамотность и деревья.
Огам не имеет сходства с каким-либо другим европейским или ближневосточным алфавитом. Вместо раздельного написания знаков, начертания разлагаются вдоль линии. Это своего рода “коньковый брус со стропилами”, или “стержневая линия”, которую называют “друим”. Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее. Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя — правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.
Подобно другим алфавитам, огам имеет свой специфический порядок. Его фактическая систематизация не похожа ни на какой другой. На сегодняшний день имеется пять основных классификационных единиц огама. В каждой из них по пять букв, что в итоге составляет 25. Однако есть предположение, что изначально существовало только четыре такие пятерки, т. е. 20 знаков. Об этом ясно говорится в Книге Баллимот, где на вопрос: “Как и на какие части делится огам?” дается такой ответ: “На четыре: В со своей пятеркой; Н со своей пятеркой; М со своей пятеркой; и А со своей пятеркой”. Пятая подгруппа, по-видимому, была более поздним добавлением к алфавиту огам и состояла из дифтонгов. Книга Баллимот приводит объяснение основных форм огама и производных от них:
Откуда же взяты образы и имена, изъясняемые буквами В, L и N? Они родом от веточек и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной ею части, было образовано семь главных образцов— семь гласных: А, О; U, Е, I, ЕА, OL. а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь семи первым по разные стороны линии: UI, IA, АЕ... Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлении огамической линии, каковая господствует над всем. Племя В, происшедшее от березы и ее сына ясеня, есть главное племя; из него был сформирован самый первый алфавит; I — от Ауис, то есть рябины лесной; F — от Фэарн, то есть ольхи, пригодной для щитов; S— от Саил, то есть серебристой ивы; N — от Нин, то есть ясеня, пригодного для боевых копий; h — от Хуат, то есть боярышника, дерева или куста коварного и колючего; D — от Дyp, то есть судьбоносною дуба; Т— от Тайн, то есть кипариса, или от бузины; С — от Колл, то есть орешника; Q— от то есть яблони, либо от осины или рябины; М — от Медью, то есть изящной виноградной лозы; Q — от Кверт, то есть плюща; NG — от Нгетал или Гилках, то есть тростника; S Т или Z — от Драйгхеан, то есть терна; R— от Грейф (в тексте название дерева отсутствует); А — от Эльм, то есть ели пушистой; О — от Он, то есть ракитника или утесника обыкновенного; U — от уп , то есть вереска болотного; Е— от Эдаз, то есть тополя осинообразною; I — от ида или Иода, то есть тисового дерева; ЕА— от Эабхаз, то есть осинового дерева; ОI — от Ойр, то есть бересклета европейского; UI — от Винлеан, то есть жимолости; IO — от Ифин, то есть крыжовника; АЕ — от Аманколь, то есть колдовского орешника; АЕ— это также Огама Пина, т. е. божественная сосна лесная, послужившая прообразом четырех “Ифинс”, то есть виноградника; таким образом, #, согласно роду ее, составляет имя этой ветви .
В настоящее время те, кто занимается огамической магией, в большинстве своем понимают Tinne как падуб, а не как кипарис. Однако падуб по-ирландски называется Краобх Кхуилинн, Craobh Chuilinn, что послужило названием для буквы Cuileann. Также и в гаэльском алфавите, где эта буква является 16-й и последней, она имеет недвусмысленное название Teine, что по-гаэльски значит “огонь”.
Современная и наиболее широко принятая интерпретация значений и особенностей знаков огама почерпнута из книги “Огигия”, написанной в семнадцатом столетии ирландским бардом Родериком О'Флаэрти. Он заявляет, что его сведения получены от Дуальда МакФирбиса, потомственного барда из клана О'Бриэнсов. Некоторые специалисты по огамической письменности (в частности, Р. А. С. Макалистер ) , высказывают мнение, что характеристики огамических букв, почерпнутые у Р. О'Флаэрти и прочих, имеют мало общего с их “подлинными” значениями и на самом деле представляют собой более поздние измышления. Конечно, для ученых, стремящихся отыскать самые ранние значения алфавитов, это небезразлично. Но даже если такая точка зрения на самом деле верна (что никоим образом не доказуемо), то это еще не предлог отказываться от современного предсказательного использования букв огама. Не стоит попадать в ловушку распространенных мнений о том, что чем древнее система, тем она “чище”. Это всего лишь фундаментализм — ничем не обоснованная убежденность в том, что современный мир есть не более чем выродившееся отражение былого золотого века, Все в нашем мире должно развиваться — из века в век, сохраняя свою гармонию с веяниями времени. То, что не развивается, в конце концов становится ненужным, устаревает и пропадает. Изучая прошлое, мы не должны забывать, что оно хранит в себе не только истины, но и ошибки, а просвещенные люди современности, используя алфавиты, могут приблизить нас к пониманию таинств прорицаний так же успешно, как многие из древних адептов.
Типичная огамическая надпись из Кильмаксдара (графство Керри, Ирландия). |
Бард О'Флаэрти перечисляет буквы огама, сопровождая их названиями: В — Бойбель, L — Лоз; F(V) — Форан; N — Нэягадон; S — Салия; Н — Юирия; D — Дайбайз; Т — Тейльмон; С — Каой; СС — Чаилен; М — Моирия; G — Газ; Ng — Нгаймар; Y — Ида; R — Рюбен; А — Акай; О— Осэ; U — Ура; Б — Эсу; I — Яихим. Как альтернативный вариант, в книге Льюиса Спенса “Тайны Британии”, вышедшей в 1928 г., приведены две другие версии этого алфавита. Однако алфавиты Спенса не имеют ничего общего с огамом; скорее всего, это средневековые магические алфавиты Бобилет и Бет-Луис-Нион, содержащие в своей основе древнекельтский алфавитный порядок.
В наше время огамы традиционно считаются реликтами древней друидической традиции, которая передавалась из уст в уста и в таком виде дошла до самого О'Флаэрти, Когда же наступила эпоха христианства, а вместе с ним и латинского алфавита, огамы стали применять только для прорицаний, а не как средство письменности. В подтверждение этого мне ния можно привести слова современного ирландского языка с корнем “рун”. Все они представляют собой названия профессий, связанных с писанием: например, “runai” — секретарь; “runcleireac” — личный секретарь. Корень “рун” обозначает руны — систему письменности, применявшуюся тысячу лет тому, когда норманны основали г. Дублин. Уже в то время огамы не применялись в качестве повседневной письменности.
Если вы пришли сюда с поисковика и не видите верхнего фрейма с меню, выйдите на главную страницу