Трактат о буквах “The Book of Ballimote”, утверждает, что существует 150 видов огамического шрифта. Многие из них представлены как шифрованные и поэтические системы. Сюда относится также Огам Колл, в котором “буквы” составлены из символов, напоминающих латинское “С”.

С

один С полагает этому огаму начало

СС

— два С, правильно слитых в О, можно сочетать в человеческой речи, отмеченной вкусом и образностью.

ССС

три С, хорошо оформленные, дают U в равных рядах.

СССС

четыре С приятны посвященному глазу.

ССССС

пять С порождают древний гласный I.

— два С, расположенных таким образом, Ирландский Ифин Огайн

два С желобком, UA в силе сохраняют.

— один С, расположенный таким образом, АО в порядок приводит.

один С, перевернутый вверх дном, выражает OI.

Таким образом, в “The Book of Ballimote” мы видим следующую последовательность:

Другая разновидность шифрованной письменности — это огам, состоящий из одних согласных букв, так называемый “Ogham Consaine”, основанный на переносе и замене значений согласных знаков. “The Book of Ballimote” описывает его так: “Bh составляет A; Ft верно образует U; Ng смело создает I; Ll — из двух L формируется Iа; Рр в огаме IO; Dl— неизменно О; Sc производит Е; Mm из своих спин производят Еа; B b — из двух В производит Ua; и Gg, как указано”.

Одним из очень важных эзотерических аспектов огама, уже упомянутым в связи с описанием букв, было использование определенных предметов или мест как описательных средств к пониманию значений букв. Таков, в частности, уже описанный “птичий огам”. Но подобных огамов существовало множество: например, Огам Лин, составленный из заглавных букв названий водоемов: Banda (В), Luimneach (L), Febhal (F), Sinaind (S), Nearcnid (N) и т. д. Или же Огам Дин, состоявший из заглавных букв названий холмов; или Огам Деан из заглавных букв частей человеческого тела. Огам Кеалл (Боевой Огам) состоял из названий оружия или военного снаряжения (например, буква В связывалась со словом “bе-anchor”, т. е. “рог”). Для составления подобных алфавитов использовались названия любых предметов и понятий: научные дисциплины, христианские святые, названия трав, съестных припасов и т. п. Этот принцип можно применять и в наше время. Можно представить себе современный географический огам, где буква Б была бы представлена Бельгией, Л — Люксембургом, Ф — Францией и т. д. Возможностям нет предела. В прошлом, при помощи таких средств, посвященные могли общаться друг с другом попросту упоминая названия животных, птиц, оружия и т. п., под которыми скрывались буквы; а ни о чем не подозревающие слушатели не могли понять, о чем они говорили. Применение подобных эзотерических сообщении в символической прозе и поэзии воистину не имело пределов. Любое произведение художественной литературы могло содержать в себе скрытые послания, основанные на названиях предметов и явлений или местностей.

Тайные визуальные сообщения можно было передавать с помощью Огама Мук (“цветного огама”), где за каждой буквой был закреплен соответствующий цвет. По этой системе буква В (Б) выражалась посредством “ban”, т. е. белого цвета; N через “necht”, ясный; a Kg, например, через “ngias”, зеленый. В настоящее время применение Огама Мук несколько затруднено из-за различия между восприятием цветов в древности и в наши дни. Разные культурные общности прошлого выработали свои собственные способы толкования цветовых гамм, которые не обязательно совпадают с современным видением показателей цвета. Тем не менее Огам Мук, если применять его правильно, может открыть изобилие символических решений в художественном творчестве, создании абстрактных форм, орнаментов, геральдике, раскраске тканей и одежды, наполняя их скрытыми значениями. В наше время систему “цветного огама” исследовал Фрэнк Мак-Каф и, по его мнению, такая система существовала у кланов шотландских горцев. Поскольку список значений каждой буквы включал в себя соответствующий цвет, Мак-Каф предположил, что в шотландских узорах можно выявить устойчивые цветовые гаммы, которые при соответствующем чтении составляют название того или иного клана. Однако сложные шотландские узоры, получившие известность в настоящее время, появились относительно недавно и большинство из них датируется началом девятнадцатого столетия. На основании этого трудно предполагать, что “цветной огам” шотландцев восходит к глубокой древности. Более приемлема гипотеза о том, что художники девятнадцатого столетия сознательно ввели в свои узоры систему цветового кодирования. Она могла базироваться на древних “цветных огамах” или быть наследием гаэльской культуры, где тоже имелись цветовые параллели к каждой букве алфавита (см. ниже).

В былые времена с огамом производилось множество остроумных операций, чтобы сделать его непонятным для тех, кто не имел ключа к шифру. Некоторые из этих изменений по своей методике параллельны методам рунической криптографии. Например, метод Огам Слуаг троекратно увеличивал число штрихов для каждой буквы (из-за чего его называют Огамом Множеств). Существовали Огам Стены и Папоротника, Огам Фионова зуба, Фионова окна и Фионова щита. Что касается трех последних, то эти формы огамного письма были названы по имени легендарного ирландского великана Фиона Мак-Кумгейла (Финна Маккула). Огамы Фиона располагаются внутри круглых или квадратных рамок и, как таковые, выражают также определенные аспекты традиционной космологии: географические направления, время или духовные состояния бытия. Еще один шифрованный огам получил название “Гадюка на вересковой пустоши” — весьма странное для Ирландии, так как на ее территории гадюки не встречаются; скорее всего, эта форма огама возникла на территории Великобритании или материковой Европы.

Ко всему сказанному можно добавить, что огам также применялся как некая форма сигнализации или общения на языке жестов. Для передачи начертаний знаков пользовались пальцами рук. Их прикладывали к переносице (Огам Срон) или к ноге или берцовой кости (Огам Коир), изображая шифрованные или стандартные буквы огама.

Варианты “колеса Фиона” и “щита Фиона”.

Магическое применение огама включало в себя определенные ритуальные формулы, сущность которых покрыта мраком неизвестности. Несколько таких необычных формул сохранилось в виде ирландских огамических надписей. Надпись магического назначения, прочитанная на Клефаганском камне, представлена буквами L MCBDV. Еще одна надпись была обнаружена на бусине из янтаря; бусину передали на хранение Британскому музею, маркировав как магический амулет из Энниса. Эта надпись содержит буквы MTBCML. Такие бусины в прошлом применялись как средство от воспаления глаза , а также как гарантия благополучных родов. В 1888 году в Восточной Германии, поблизости от Кведлинбурга, в месте под названием Вире было обнаружено большое количество известняковых плиток, найденных школьным учителем А. Рабе. Клад состоял из 1200 образцов с надписями, при этом некоторые из них были выполнены огамом. Надпи си были датированы периодом правления франкской династии Меровингов (VI — VIII в. н. э.). На плитках были изображены молоты, секиры, щиты, мечи, метательные дротики, наконечники копий, стрелы и луки в сопровождении надписей несомненно огамического происхождения. Там же имелись и другие, более закодированные символы, среди которых могли быть и руны, и огамические цифры. Известный специалист по огаму Р. А. С. Мак-Алистер, комментируя открытие “Бирских камней” в своей работе “Studies on Irish Epigraphy”, сказал, что последние, вероятно, раз и навсегда доказали, что огам применялся как магическое средство.

Письменность “тифиннаг”.

Несколько слов о “тифинаге”

Существует еще один алфавит, на который можно наткнуться в ходе изучения кельтского огама; сходство этого алфавита с огамом было обнаружено очень недавно. Это так называемый “тифинар”, который, как полагают, возник в Ливии, Он состоит главным образом из точек или лунок и нескольких других знаков вполне финикийского происхождения. Однако он связан с огамом лишь в силу некоторых довольно спорных заявлений по поводу происхождения и значения наскальных насечек в Северной Америке. Возникло некое течение мысли, согласно которому многие из этих грубых царапин принадлежат древним кельтам; их истолковывают как секретный “огам согласных букв”, Ogam Consaine. Однако лишь немногие из этих беспорядочных и нечетких насечек действительно похожи на огамические надписи с Британских островов. Борцы за “древнеамериканский огам” пытаются истолковать и другие насечки, найденные среди обычных букв или независимо от них — ив частности, пресловутый “тифинаг”, который будто бы использовался в Ливии в древние времена. Но в этой области еще очень много неясного, а большинство из опубликованных ими надписей имеет слишком мало сходства и с огамом, и с “тифинагом”.

Часть 2     

Часть 4     


Если вы пришли сюда с поисковика и не видите верхнего фрейма с меню, выйдите на главную страницу

Сайт управляется системой uCoz